Интерес к буддизму проснулся у меня пару лет назад. Я начала читать книги по этой теме, параллельно заниматься йогой, изредка посещать медитации и вегетарианские кафе. Прошлым летом, например, приняла участие в самой масштабной в истории медитации, в которой участвовали 144 страны и более 70 000 человек и которую занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

На все это у меня была своя тайная причина – работа над книгой, где одна из главных героинь – буддистка.

Признаться, при первом посещении питерского дацана (самого северного буддийского храма на планете) мы с подругой, при всем уважении к буддизму, едва могли сдерживать смех, наблюдая, как бритоголовые монахи в темно-красных одеяниях поют мантры на санскрите, яростно стучат в барабаны, звенят колокольчиком и трубят в трубу…

С тех пор прошло 3 или 4 года – уже не помню. А сегодня я была в дацане на лекции одного из учителей – Цультим-ламы по имени Антон.

[note]Раньше он был панком и работал слесарем, а годам к 30 «проникся» буддизмом и стал ламой.[/note]

Он провел целую экскурсию – по двору и по самому храму. И простым языком объяснил сложные вещи, которые трудно было понять из книг. С шутками, с примерами.

И вот я сижу в вегетарианском кафе Samadeva в центре Питера и записываю самое важное из того, что услышала несколько часов назад… (после вегетарианской пищи действительно испытываешь легкость и бодрость… но все-таки… мясные котлеты я люблю гораздо больше, чем чечевичные, а имбирный чай не заменит мне кофе)…

Все символично

В дацане каждая деталь имеет свой сакральный смысл и что-то символизирует. Например, забор украшен бутонами лотоса – символом чистоты и непорочности, как чистая первоначальная природа человека, о которой мы позабыли.

Луна – символ пробуждения, символ Будды. Три рыбы означают: учение Будды, самого Будду и буддийскую общину. И все остальное – каждый из множества ярких цветов в интерьере дацана, каждый флажок – у всего есть значение, даже у числа этажей, колонн и дверей.

3 главных зла 

1. Эгоизм – как зацикленность на своем «я», которого на самом деле не существует, так как все связано и едино на космическом уровне. Символ – свинья.
2. Гнев – как неправильный способ взаимодействия с миром. Символ – змея.
3. Страсть – как одержимость физическими удовольствими. Символ – петух.

3 главных добродетели

1. Сострадание – желание помочь слабому.
2. Сила – для того, чтобы помогать.
3. Мудрость – чтобы понять, кому помогать, а против кого применять силу.

Три добродетели согласуются с главным принципом буддизма:

[note]«Помогай всем живым существам. Не можешь помочь – хотя бы не навреди».[/note]

Каждый может стать Буддой

Будда – означает «пробужденный». Буддой может стать каждый.

Будда как историческая личность – это не Бог, а обычный земной человек, который сумел в течение одной жизни достичь просветления.

«Исторический» Будда

Его звали Будда Шакьямуни (при рождении – Сиддхартха Гаутама) и он был сыном раджи одного из индийских княжеств.

До 30 лет он жил во дворце, не зная горя и страдания. Отец очень любил его и намеренно ограждал от несчастий внешнего мира, удаляя из дворца всех старых и больных людей…

Но однажды будущий Будда покинул пределы дворца и увидел всю суровую реальность: нищего старика, тяжело больного человека, разлагающийся труп и отшельника.

[note]Он понял, что ни богатство, ни знатность не могут защитить от страданий, и отправился на поиски пути избавления от страданий.[/note]

Целых 7 лет Гаутама искал и медитировать, и к 35 годам достиг Пробуждения. После чего еще 45 лет – до самой старости – преподавал свое учение и открывшиеся ему истины.

Понятие Бога

Понятия Бога-творца как такового в буддизме нет. Потому что невозможно найти первопричину всего сущего. Прошлое – бесконечно и туманно.

Вот почему некоторые считают буддизм философией, а не религией.

Все непостоянно 

Все непостоянно: чувства, эмоции, наше я. Все меняется и проходит, в том числе страдания. Вот почему не стоит ничего принимать слишком близко к сердцу, беспокоиться и суетиться…

Закон кармы 

Карма – это закон причины и следствия. То есть, когда случается что-то плохое – это не Бог нас карает, это наши собственные действия привели к такому результату. Когда случается что-что хорошее – аналогично.

Мы сами создаем свою судьбу. При этом наши хорошие и плохие дела могут уравновешивать друг друга.

[note]Например, если человек совершает убийство, и этим спасает жизнь другому человеку – он «выходит в ноль».[/note]

Колесо Сансары 

Колесо Сансары – колесо смертей и перерождений, бесконечный круговорот реинкарнаций. Чем лучше ты себя «ведешь» в этой жизни – тем на более высокий уровень попадаешь после смерти.

В некоторых школах буддизма это процесс вечный, в некоторых – у человека есть шанс достичь высшей степени духовного развития, вырваться из колеса Сансары и достичь Нирваны.

В классическом буддийском колесе Сансары есть 6 уровней, в том числе уровень людей, животных, богов, голодных духов…

Ритуалы в дацане

При входе в храм руки складываются «лотосом» — ладонь к ладони, при этом большие пальцы спрятаны внутрь. Этот «лотос» поочередно прикладывается:

– к голове, символизируя чистоту мыслей
– к губам, символизируя чистоту речи
– к сердцу, символизируя чистоту намерений

Храм нужно обойти внутри 3 раза по часовой стрелке, желая добра всем живым существам, даже врагам. Логика проста: если у врага все будет хорошо, он не будет тебе вредить.

[note]Монахи во время службы бьют в барабаны и звонят в колокол, призывая к пробуждению.[/note]

Во дворе дацана расположены ряды красных «молитвенных» барабанов. Внутри каждого из них написана мантра. Если барабан покрутить – это равняется чтению мантры 1000 раз. Вот почему все ходят вдоль этих рядов, раскручивая каждый барабан по очереди.

Отношение к христианству

Как мне показалось – дружеское. Лама несколько раз упомянул Иисуса Христа в крайне дружелюбной и уважительной форме. Например, рассказывая, что в буддизме есть понятие подвига – смерти во благо других – как сделал когда-то Иисус.

Так какой же главный «рецепт» предлагает буддизм?

Ответ дает сам Будда в последней из своих четырех «благородных истин»:

«Две есть крайности… С одной стороны, – влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь: далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным – путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!

То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение»

[note]Следовать этому пути – значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями, не впадать в крайности…[/note]

«Благородный восьмеричный» путь состоит из:

1. правильного образа жизни (не выбирать работу, связанную с обманом или причинением страданий другим людям или живым существам)

2. правильной речи (не лгать, не злословить)

3. правильного поведения (не убивать, не воровать, не изменять и т.д.)

4. правильного воззрения (придерживаться философии буддизма)

5. правильного намерения (стремится к нирване и доброте по отношению ко всем живым существам)

6. правильного усилия (уметь контролировать свои эмоции и внутренние состояния, достигать гармонии)

7. правильного памятования (быть осознанным, созерцать)

8. правильного сосредоточения (медитировать)


comments powered by HyperComments
Похожие посты